Еда одна из главных составляющих нашей жизни, да и жизни всех живых существ, никто не может обойтись без нее. Все люди любят поесть, попробовать новые блюда, но вот готовить любят не все. Встречаются и мужчины и женщины, для которых готовка это очень нудная обязанность по дому, которую стараются делать реже и обойтись самыми простыми блюдами, а то и вообще поесть вне дома. Но мне не встречался ни один ребенок, который бы не хотел помогать маме готовить, а может быть и бабушке, если он чаще общается с ней т.к. мама работает.
Ведь ребенку очень хочется быть нужным в семье и участвовать в ее жизни, причем не просто смотреть, а делать самому, высказывать свое мнение и чтобы к нему прислушивались. А т.к. еду мы готовим каждый день, то и ребенок подсознательно понимает как она важна и хочет в этом участвовать. Да и процесс приготовления пищи кажется ему загадочным и волшебным. Это взрослые к этому уже привыкли и не удивляются тому, как маленький комочек теста всего за полтора часа поднимается и заполняет собой большую кастрюлю, а потом в духовке тесто затвердевает и подрумянивается. А шоколадная глазурь вот это уж точно волшебство, сначала твердую шоколадку делаем жидкой, а потом, покрыв ей пирожные снова делаем ее твердой. Или приготовление желе, когда из сиропа и порошка получается красивый десерт, который можно есть из праздничной креманки и представлять себя принцессой приглашенный на званный ужин к принцу.
Если ребенку интересен процесс приготовления пищи, то надо дать ему возможность участвовать, наблюдать и учиться. В приготовлении любого вида пищи можно найти тот процесс, который сможет сделать ребенок: отмерить нужное количество продуктов, достать овощи из холодильника, помочь размешать, вымесить или просто украсить уже готовое блюдо. Во время приготовления можно рассказывать ребенку про разные продукты, чем они полезны, какие-то семейные истории, какие продукты хорошо сочетаются между собой, про правила сервировки стола или про подачу блюд в ресторане.
Еще можно добавить фантазии – делаем салат из свежей капусты и морковки, играем в зайчика и весело хрустим морковкой.
Лепим пирожки из теста – а можно попробовать сделать животных, самое просто тут улитка с этим справится любой малыш.
Как и в любом деле, так и в приготовлении пищи одной из главных вещей является безопасность. Перед началом работы объясняем ребенку правила, где горячее или острое, что ему можно брать что нет, что можно но только с мамой. Выделяем ребенку его личное рабочее место, инструменты пластиковые ножи или десертные, ими не порежешься, но в тоже время порезать вареные овощи или яйца ими легко.
В процессе разделяем приготовления пищи на разные этапы – то что ребенок может сделать сам, то что он может сделать с мамой и то на что он может пока только смотреть. То что ребенок может делать только с мамой он очень быстро освоит и сможет делать сам и вместе уже будет делать то на что мог только смотреть.
Важно чувствовать своего ребенка и видеть его интересы, если ему нравиться украшать готовые блюда, то не надо заставлять его делать что-то другое. А если нравиться месить тесто, то даем ему достаточно времени чтобы он насладился этим процессом.
Не надо придумывать ресторанные блюда для приготовления с ребенком, ему намного интересней научиться готовить то что он ест дома вместе с семьей, ведь это он видит каждый день и хочет в этом участвовать. А когда эти блюда будут освоены, то можно вместе переходить к творческому этапу, выбирать блюда из разных стран, обсуждать как это лучше приготовить, что изменить и вместе развиваться и познавать новое.